понедельник, 29 июля 2013 г.

Стихи Сергея Николаевича Маркова

 Об авторе: Сергей Марков и Казахстан

 КАСТРАТОРЫ БЫКОВ 

На протяженье множества веков 
Никем еще доныне не воспеты 
Суровые кастраторы быков – 
 Невольные бродяги и поэты. 

На их одеждах густо пыль легла, 
Их руки сходны с черными гужами, 
Цветной мешок с тяжелыми ножами 
Они хранят годами у седла. 

Когда, шурша багряной шерстью, бык 
Увидит покачнувшееся небо, 
Он знает, что к бедру его приник 
Суровый жрец неотвратимой требы. 

Зола подсолнуха, как почерневший снег, 
На рану ляжет пухлою тропою, 
На мерный шаг к стадам и водопою 
Сменяет бык весенний буйный бег. 

1924





 ПОЛКОВОДЕЦ

Люди скажут: сутул и стар,
Седеет волос, кривится рот.
А я потопил германских гусар
В дремучей трясине мазурских болот.

Я окружил железным кольцом
Страну сирот и горьких невест,
И сам император с отекшим лицом
Надел на меня захватанный крест.

Но вдруг я узнал, что почета царям
Не хочет отдать измученный строй,
Тогда я крикнул своим егерям,
Что каждый из них – храбрец и герой.

Я знаю – они не поверили мне;
Ведь каждый из них отвечает за всех.
И с правого фланга в большой тишине
Послышался злобный и тихий смех.

Кривясь и шатаясь, с парада ушел,
Узнав, что слава дешевле слез,
И золоченый царский орел
Наутро умрет от свинцовых заноз.

Я перед красным столом стоял,
И на меня смотрела страна,
Меня помиловал Трибунал,
И на виски сошла седина.

Но кто помилует муку мою?
И кто осудит ярость души?
Я тот, кого смерть боялась в бою,
Почет отшвырнул, как слепые гроши.

Шершавый кумач шуршит во дворе,
Шаги детей теплы и легки,
А я умираю в дымной норе,
В пыльной Москве, у древней реки.

Холодный засов стучит по ночам,
И двери отворены в желтый ад;
Неслышно подходит к моим плечам
Светящийся взвод германских солдат.

У них не видел никто из родни
Жестких цветов у белых могил,
Запомнил лишь я один, как они
Глотали кровь и раздавленный ил.

Они говорят: "Болотных дорог
Нам не забыть, умирай скорей,
Тебя покарает тевтонский бог,
Железный владыка земли и морей".

Плывет и качается жирный ил,
Уйдите отсюда, я вовсе не тот,
Я веру в богов и царей потопил
В трясине мазурских болот!


1927
 



НАЕМНИК 
Ему всех гурий, прикрепленных к раю,
Пообещал английский офицер,
Он разрядил свой ржавый револьвер,
Упал в траву и крикнул: "Умираю!".

Но сторожа неколебимых стран
Сказали: "Ранен!" – и уселись рядом,
И дрогнул под забрызганным прикладом
Сожженный поцелуями Коран.

И за стеною камеры – покой,
Наполненный обещанной наградой,
Владеет чернокрылою цикадой
Здесь гурия с накрашенной щекой.

Вода и хлеб – как магометов плов,
И он сидел, нагнувшись над едою,
Пока начальник с дымной бородою
Не произнес давно известных слов.

Толмач отрезал прямо: "Умирай..."
Он вытер губы в ожиданье чуда.
Был упомянут строчкой "ундервуда"
Он в синих списках на отправку в рай.
1929


ПОЛЯРНЫЙ АДМИРАЛ КОЛЧАК

Там, где волны дикий камень мылят,
Колыхая сумеречный свет,
Я встаю, простреленный навылет,
Поправляя сгнивший эполет. 

Я встаю из ледяной купели,

Из воды седого Иртыша,

Где взлетела, не достигнув цели,

В небеса моряцкая душа.

В смертный час последнего аврала
Я взгляну в лицо нежданным снам,
Гордое величье адмирала
Подарив заплеванным волнам. 

Помню стук голодных револьверов
И полночный торопливый суд.
Шпагами последних кондотьеров
Мы эпохе отдали салют. 

Ведь пришли, весь мир испепеляя,
Дерзкие и сильные враги.
И напрасно бледный Пепеляев
Целовал чужие сапоги. 

Я запомнил те слова расплаты,
Одного понять никак не мог:
Почему враги, как все солдаты,
Не берут сейчас под козырек. 

Что ж считать загубленные души,
Замутить прощальное вино?
Умереть на этой белой суше
Мне, наверно, было суждено. 

Думал я, что грозная победа
Поведет тупые корабли...
А. В. Колчак на зимовке у полуострова Таймыр.
 1900—1901 гг.
Жизнь моя, как черная торпеда,
С грохотом взорвалась на мели. 

Чья вина, что в злой горячке торга
Я не слышал голоса огня?
Полководцы короля Георга
Продали и предали меня. 

Я бы открывал архипелаги,
Слышал в море альбатросов крик,
Но бессильны проданные шпаги
В жирных пальцах мировых владык. 

И тоскуя по морскому валу,
И с лицом, скоробленным, как жесть,
Я прошу: "Отдайте адмиралу
Перед смертью боевую честь..." 

И теперь в груди четыре раны.
Помню я, при имени моем
Встрепенулись синие наганы
Остроклювым жадным вороньем.

<Не позже 1932>


ЛОМОНОСОВ

«Я перед ликом будущего прав...
Сварлив и желчен? Разве дело в этом?»
Напудренные букли разметав,
Он дышит чахлым петербургским летом.

«О, сколь бледна чухонская заря,
Сколь страшен дым эфирного зиянья!
Но как познать натуру янтаря,
Волшебный свет полярного сиянья!

Материя, ты — всех живущих мать!
Поэзия, ты мне была сестрою!
Космические волны осязать
Дозволено пророку иль герою».

Росу роняет с голубых ветвей
Казенный сад, нахмурившись убого.
А может, зря, российский Прометей,
Ты в человеке ищешь полубога?!

Вот скачет запоздавший генерал.
А будочник что статуя у тумбы.
Откуда выйдут, как ты предрекал,
Российские Невтоны и Колумбы?

 И тяжек Академии венец.
«Уйди от зла и не желай их блага!
Скопцы и немцы... И любой мудрец
И глуп и туп, как мерзлая навага.

Подсиживанья, сплетни... Каждый день!
Ужель величье остается втуне?
А помните, как в младости в Мезень
Я хаживал на беломорской шхуне?

Пыл юности недаром берегу.
Ведь не возьмешь — стою единорогом,
Вы беситесь — простому мужику
Пришлось сравняться с изначальным богом!»

Земля сгущает розоватый пар,
Молчит Нева, похожая на Лету,
Земля хладеет, как Готторпский шар,
И тишина сопутствует рассвету.

Он слышит шум форштевней и ветрил,
Полночный грохот океанских хлябей,
И высоту сверкающих светил
Определяют сотни астролябий.

Еще не всё! Орлиный длится сон.
Алмазы в недрах плачут и искрятся,
И в темных копях мечется Плутон
Под острою киркою рудознатца.

«Ужо! Свершится сей великий миг»,—
И он заре протягивает руку,
Спокойный, как куростровский мужик,
Постигший навигацкую науку.

Вокруг легла, прекрасна и светла,
Оледенев, огромная Россия...
И есть еще: Небесные тела,
И Вечность, и Бессмертье, и Химия.

1936

ЧОКАН ВАЛИХАНОВ

Чужая жизнь - безжалостней моей –

Зовет меня… И что мне делать с ней?

Ведь можно лишь рукою великана

В лазоревой высокогорной мгле

Куском нефрита выбить на скале

Рассказ о гордом подвиге Чокана!

1937


АЛЕКСАНДР ГРИН

Я гимназистом ножик перочинный
Менял на повесть Александра Грина,
И снились мне гремучие пучины
И небеса, синей аквамарина.

Я вырастал. На подбородке волос
Кололся, как упрямая щетина,
И все упорней хриповатый голос
Искал и звал таинственного Грина:

"О, кто ты, Грин, великий и усталый?
Меня твоя околдовала книга!
Ты - каторжник, ворочающий скалы,
Иль капитан разбойничьего брига?"

Изведав силу ласки и удара,
Я верил в то, что встретятся скитальцы.
И вот собрат великого Эдгара
Мне протянул прокуренные пальцы!

Он говорил размеренно и глухо,
Простудным кашлем надрывая глотку.
И голубыми каплями сивуха
По серому катилась подбородку.

И, грудью навалясь на стол тяжелый,
Он говорил: "Сейчас мы снова юны...
Так выпьем за далекие атоллы,
За Южный Крест и призрачные шхуны!

Да! Хоть горда мечтателей порода,
Но Грин в слезах, и Грину не до шутки.
С отребьем человеческого рода
Я пьянствую пятнадцатые сутки!

Я вспоминаю старые обиды, -
Пускай писаки шепчутся: "Пьянчуга!"
Но вижу я: у берегов Тавриды
Проносится крылатая фелюга.

На ней я вижу собственное тело
На третий день моей глухой кончины;
Оно уже почти окостенело
В мешке из корабельной парусины.

Но под форштевнем пенится пучина,
Бороться с ветром радостно и трудно.
К Архипелагу Александра Грина
Летит, качаясь, траурное судно!

А облака - блестящи и крылаты,
И ветер полон свежести и силы.
Но я сейчас забыл координаты
Своей лазурной пенистой могилы!

С ядром в ногах в круговорот лучистый
Я опущусь... А зори будут алы,
И так же будут пальмовые листья
Свергаться на звенящие кораллы.

А впрочем - бред! И небо голубое,
И пальмовые ветви - небылицы!
И я умру, наверно, от запоя
На жесткой койке сумрачной больницы.

Ни облаков... ни звезд... ни пестрых флагов -
Лежать и думать хоть о капле водки,
И слушать бормотанье маниаков,
И гнуть в бреду холодные решетки!

Сейчас я пьян. Но мной шестое чувство
По-прежнему надолго овладело:
Да здравствует великое искусство,
Сжигает мозг и разрушает тело!

Мне не нужны посмертные награды,
Сухих венков затрепанные ленты,
Как гром щитов великой "Илиады",
Теперь мне внятны вечные легенды!

Я выдумал сияющие страны,
Я в них впивался исступленным взором.
Кровоточите, пламенные раны!
И - гений умирает под забором.

Скорей звоните вилкой по графину,
Мы освятим кабак моею тризной.
Купите водки Александру Грину,
Не понятному щедрою отчизной!"




...Я видел Грина в сумеречном горе,
И, в качестве единственной отрады,
Я верую, что есть на свете море,
И в нем горят коралловые гряды.

1939




ВЕРСТАК КАРАМЗИНА

Как в силу воплотить одну
Всё, что живёт в тебе?
Завидую Карамзину,
Его большой судьбе.

Его пером водили честь,
Упорство и мечта,
В любом великом деле есть
Земная простота.

И поступил однажды так
Бессмертный Карамзин –
Он заказал себе верстак
Из десяти тесин.

Он встал, как у ладьи варяг,
Задумавшись на миг,
Историк – властелин бумаг
И повелитель книг!

Торжествовал упорный труд,
Он с жизнью был в ладу,
Не страшен плен бумажных груд,
Всё было на виду!

Порой до самого утра
В глубокой тишине
Тень от гусиного пера
Качалась на стене.

Весь мир лежал на верстаке!
Но вдруг нахлынул мрак,
Историк сжал перо в руке
И рухнул на верстак.


ШЕМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА

1

В строгий вечер у дверей
Грудью трогала перила,
Провожала егерей,
Черный веер уронила.

0кна снежною слюдой
3атянуло на полгода.
Самый злой и молодой
Не вернулся из похода.

Так сказал седой усач...
3аскрипела половица.
Скомкав шаль, горюй и плачь,
Шемаханская царица.

Ты прекрасна и легка
И повадкой, и походкой
И, достойная пайка,
Ходишь в лавку за селедкой.

Плачешь, мертвого любя,
Бродишь тенью по светлице...
Видят всадники тебя
На махновской колеснице.

Бьет мальчишка в барабан,
Как свеча горит предместье.
Пулеметный шарабан
Да веселое бесчестье.

Ведь, беспутных сыновей
0бучая сквернословью,
Батька тешится твоей
Ненасытною любовью.

Ты ль со смехом у дверей
Грудью трогала перила,
Провожая егерей,
Черный веер уронила?

2

Но ударила гроза
По тебе прямой наводкой,
Шемаханская краса
3а железною решеткой.

И шумит судебный зал,
Словно каменный колодец,
И не любит трибунал
Анархистских богородиц!

Высшей мерой бредит снег,
Дышат холодом перила,
...Про внезапный твой побег
Долго стража говорила.

3

Новый час в твоей судьбе,
В жизни - новые приметы.
И недаром о тебе
По утрам кричат газеты:

"Хорошо известно нам,
Что она в кафе "Манила"
Егерям и пластунам
0 походе говорила.

Что она верна кресту,
0томстит врагам сторицей.
Прозвана за красоту
Шемаханскою царицей".

4

Край чужой не по душе,
Снится ночью синий север,
Пусть японский атташе
Подает заветный веер.

Слушай льстивую хвалу.
И на сцене в час расплаты
В опереточном пылу
Пляшут дикие сарматы.

Твой поклонник - желтый бес -
Для тебя не сыщет дара,
0пираясь на эфес,
В душной лавке антиквара.

И с подарком наконец
0н стоит перед дверями.
Сделан редкостный ларец
Хохломскими кустарями.

Рассмотри его одна.
Ведь рисунок - небылица:
У высокого окна
Стонет, плачет царь-девица.

Клонит ясное лицо,
Будто что промолвить хочет;
На узорное крыльцо
Вылетает пестрый кочет.

Ниже голову нагни -
И увидишь ты сквозь слезы
Половецкие огни
И рязанские березы.

Свет живого янтаря
Разливается рекою,
Лебединая заря
Проплывает над 0кою.

5

Ты сейчас не рада дню,
Свету ласкового солнца,
Ты идешь на авеню,
Бросив хилого японца.

0 тебе лишь говоря,
В голубой туман стаканов
Прячут губы егеря
Их славянских ресторанов.

Слышишь громкую молву?
"Наши руки не ослабли,
Для похода на Москву
Мы точили наши сабли.

Как отточены клинки -
Пусть враги узнают сами", -
Повторяют казаки -
Волки с синими глазами.

Но ответ им был таков:
"Вы отважны, вы спесивы,
Но без храбрых казаков
Я пойду в родные нивы".

6

Не видать путей и вех,
Ты сейчас одна с метелью,
На границе пахнет снег
Черным порохом и елью.

Ты сюда пришла сама
По своей и гордой воле,
Ледяные терема
Вырастают в белом поле.

Мчится снежная труха
В знак родимого привета,
Слушай пенье петуха
В самой лучшей части света!

Ты увидела вдали
Сквозь метель - огни и тени,
На краю родной земли
С плачем встала на колени...

7

Долго думал атташе
(Сосчитав чужие танки)
0 загадочной душе
Этой сказочной славянки.
Где, какой нашла конец,
Уходя на синий север,
В заколдованный ларец
Положив свой черный веер? 




ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ


Вставали с плачем от ржаной земли,
Омытой неутешными слезами.
От Костромы до Нерчинска дошли
И улыбались ясными глазами.
Просторы открывались, как во сне,
От стужи камни дикие трещали,
В Даурской и Мунгальской стороне
Гремели раскаленные пищали.
Тревожно спали у глухой воды.
Им снег и хвоя сыпались на спины,
Им снились богдыханские сады,
Кричали златогорлые павлины.
Шли на восход… И утренний туман
Им уступал неведомые страны.
Для них шумел Восточный океан,
Захлебывались лавою вулканы.
Могилы неизвестные сочти!
И не ответят горные отроги,
Где на широкой суздальской кости
Построены камчатские остроги.
Хвала вам,  покорители мечты.
Творцы отваги и суровой сказки!
В честь вас скрипят могучие кресты
На берегах оскаленных Аляски.
В земле не тлели строгие глаза,
Что были глубоки и величавы;
 Из них росла упругая лоза,
Их выпили сверкающие травы.
И наяву скитальцы обрели
Перо Жар-птицы в зарослях сандала.
Мне чудится — на гряды из коралла
Холщовые котомки полегли!

1 комментарий: